Состояние усталости

Состояние усталостиСостояние усталости у полиамидов характеризуется повышением хрупкости, снижением прочности; материал теряет свою упругость, вязкость, от ударов раскалывается и крошится. Механизм усталости полиамидов изучен мало. При длительной эксплуатации узлов трения с применением полиамидов не следует допускать в подшипнике температуру выше 100° С. При более высокой температуре полиамиды теряют механическую прочность.

Так, после выдержки полиамидных деталей в течение 42 дней при 130° С они сохранили лишь 14% своей первоначальной прочности.

При выдержке деталей в тех же условиях при 100° С прочность полиамидов уменьшилась лишь на 10%. Учитывая низкую теплопроводность полимерных материалов, рекомендуется втулки и вкладыши подшипников, работающих при больших скоростях скольжения и значительных удельных нагрузках, делать тонкими, насколько это практически возможно. В таких подшипниках уменьшается ползучесть под нагрузкой, снижается влияние температурного расширения, сокращаются габариты и стоимость.

Оптимальная толщина полимерной детали понятие, однако, не однозначное. Толщина ее, выбранная по условиям теплопроводности, должна быть минимальной.

Эксперименты показали, что минимальные коэффициенты трения в металлополимерных парах бывают при толщинах антифрикционного материала, несколько больших толщин, выбранных по условиям теплопроводности.

Еще больше, как указывалось выше, должна быть толщина полимерного слоя детали трения, если в конструкции она используется одновременно для демпфирования колебаний. При спародическом и кратковременном трении детали в узле, а также при незначительных относительных перемещениях контактирующих деталей могут быть использованы монолитные полимерные детали толщиной от нескольких мм до нескольких см. В случае значительных скоростей скольжения и, особенно если при этом имеют место высокие удельные нагрузки, монолитные полимерные детали, как правило, не могут работать длительно и надежно.