Применительно к поливинилхлориду, полиэтилену и фторопласту установлена обратная закономерность: шероховатая поверхность пластмассы характеризовалась меньшим коэффициентом трения, чем поверхность высокой гладкости. Как уже указывалось, микрогеометрия поверхности и направление следов обработки относительно движения трущихся поверхностей оказывает существенное влияние на работу подвижных соединений металл — пластмасса.
Рассмотрим эти характеристики поверхностей металлических тел применительно к узлам трения, где в качестве контртела применяется или предположительно целесообразно применять полимерные материалы взамен цветных металлов и сплавов.
Чистовая обработка шатунных и коренных шеек коленчатых валов, а также топливо — и газораспределительных валов двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и других машин обычно производится с применением закрепленных или дисперсных абразивов.
При изготовлении валов предусматривается чистота обработки в пределах 7-12-го классов.
Отступления от правильной геометрической формы должны находиться в пределах допусков. Иногда эти отступления еще более ограничиваются специальными техническими условиями.
Шлифование и полирование определяют направление штрихов обработки, которое совпадает с направлением скольжения валов относительно вкладышей опор и шатунов. Срок службы коленчатого вала транспортных двигателей определяется износом его шеек.
Перешлифовка последних до ремонтных размеров влечет за собой капитальный ремонт двигателя. При ремонте отделочные операции шеек в большинстве случаев обеспечивают высокую чистоту их поверхности, а направление штрихов обработки совпадает с направлением скольжения шеек вала относительно сопряженных тел. В этих случаях износостойкость пар трения, при прочих равных условиях, является функцией продольной шероховатости шейки вала.