Макрогеометрия деталей машин

Макрогеометрия деталей машинДеформации в материалах, обладающих пластичностью, могут быть много больше деформаций, соответствующих пределу упругости. Поэтому в металлополимерных узлах трения, когда напряжения ограничивают пределом упругости, не используются способности некоторых пластмасс выдерживать при определенных условиях нагружения напряжения, превышающие предел текучести. Происходящие при этом перераспределения напряжений могут в ряде случаев привести к значительному повышению несущей способности металлополимерного узла трения.

Макрогеометрия деталей машин на протяжении всего времени их эксплуатации непрерывно подвергается изменениям. Причинами, вызывающими эту трансформацию, являются напряжения, возникающие в деталях при сборке, недостаточная жесткость базовых деталей, неравномерное и меняющееся температурное поле, неравномерный износ, изменение зазоров.

Сказывается также влияние конструктивной схемы сопряжения, направление движения и погрешности, свойственные движущейся системе тел. Величина и характер изменения макрогеометрии детали часто являются основным, а для пар трения решающим критерием пригодности детали для дальнейшей эксплуатации. При этом в трущихся сопряжениях не имеет значения то, чем вызвано изменение формы деталей: местным ли истиранием и удалением некоторой части материала с трущихся поверхностей или в результате необратимого искажения формы сопряженных тел без следов износа.

Пути уменьшения темпа изменения геометрических форм детали анализировались нами ранее и поэтому в настоящей работе мы ограничимся рассмотрением влияния микрогеометрии контактирующих тел металл — пластмасса на работу таких пар трения. Степень чистоты поверхности деталей часто определяет качество работы высоко ответственных сопряжений.