Работа вкладышей шарнирных шпинделей

В рабочих клетях прокатных станов уже много лет эксплуатируются подшипники из текстолита взамен ранее применявшихся подшипников из бронзы и сплава ЦАМ 10-5. На станах для холодной прокатки ленты и листов нашли применение металлические подшипники, облицованные слоем текстолитовой крошки толщиной 3-5 мм. Использование подшипников с облицовкой позволило улучшить качество проката и повысить производительность станов. Работа вкладышей шарнирных шпинделей прокатных станов сопровождается ударной нагрузкой и небольшими колебательными движениями.

При применении бронзовых вкладышей последние, как и шейки шпинделей, интенсивно изнашивались.

Изготовление вкладышей из текстолита позволило амортизировать удары и снижать, благодаря упругости материала, локальные пиковые нагрузки, но не уменьшало величину износа поверхностей шпинделей, сопряженных с вкладышами.

За рубежом для этого узла применяют полиамиды, вулколан, а также фенольные смолы с хлопчатобумажным наполнителем и добавкой графита. На металлургических заводах Англии замена подшипников из бронзы подшипниками из пластмассы Оркот значительно повысила их эксплуатационные свойства.

В США стальные ролики жестекатальных станов покрывают не резиной, а хлопчатобумажной или стеклянной тканью, пропитанной смолой.

На линии электрического лужения длина таких роликов превышает 1 м, и они контактируют с травленой стальной полосой, движущейся со скоростью 20 мсек.

Из полиамидов или полиэфирной смолы, усиленных стеклянным наполнителем, изготовляют опорные ролики транспортеров и конвейеров. Полиамиды успешно применяют для изготовления манжет плунжеров, работающих в условиях высоких давлений, а также уплотнений валов при больших скоростях скольжения.