Снижение электростатического потенциала деталей

В этом случае разнополярные заряды, генерируемые каждой пластмассой в отдельности, разряжались, и суммарный вектор электризации комбинированной пластмассы был значительно ниже чем при трении по стали каждой отдельно взятой пластмассы. Снижение электростатического потенциала деталей сопровождалось уменьшением величины момента трения и температуры сопряженных тел. Лабораторные данные получили подтверждение в эксплуатационных условиях. Электровозы серии ВЛ-22М оборудованы антифрикционными дисками из электроотрицательной пластмассы ДПК. Эти диски при трении о колесо и буксу электризуются, что увеличивает нормальную нагрузку в сопряжении.

Для снижения электризации дисков они были изготовлены из двух видов пластмасс противоположных полярностей: 1) ДПК, которая при трении о сталь приобретает заряд с потенциалом -200 в; 2) волокнита, который приобретает заряд с потенциалом +300 в. Эксплуатация опытных биполярных дисков показала повышение срока их службы по сравнению с дисками из ДПК в 5-8 раз. С увеличением электропроводности полимеров (например, при введении графита) величина суммарного потенциала падает. Так. если последний для эпоксидной смолы без добавки графита при трении о сталь (и = 1 мсек, р = 1 кГсм2) равен 2000 в, то при добавлении 50 вес. ч. графита он снижается до 500-400 в, а при 100 вес. ч. графита составляет 50- 100 в. Аналогичное явление наблюдается при трении по стали других полимеров, если вводить в них электропроводящие наполнители (сажу, металлические порошки и др.). Снижение способности полимеров образовывать и накапливать электричество при увеличении их электропроводности является результатом уменьшения числа и площади пятен контакта диэлектрика с металлом (в связи с образованием в полимере пространственных структур из электропроводящего наполнителя), а также концентрации наполнителя на поверхности трения.