Уменьшение толщины антифрикционной полимерной пленки

Уменьшение толщины антифрикционной полимерной пленкиДля толстостенных подшипников из полиамидов фактором, лимитирующим их грузоподъемность, в большинстве случаев является деформация материала под нагрузкой. Более удовлетворительно работают металлополимерные пары трения, в которых полимер в виде тонкостенного покрытия или пленки наносится на одну из контактирующих деталей или приклеивается к ней. Для разных конструкций и условий работы трущихся сочленений оптимальная толщина тонкослойных полимерных покрытий различна.

Проведенные исследования показали, что коэффициент трения р по стали пленок смолы МПФ-1, толщиной 20 мк, понижается с 0,04 до 0,025 при повышении нагрузки р с 30 до 250 кГсм2. Такая зависимость сохранилась при испытании пленок толщиной 50 мк (рис. 117, а, кривая 2). Однако с утолщением Пленки до 200 мк рассматриваемая зависимость изменилась (кривая 3). Если при р = 12 кГсм2 р = 0,013, то при р — 80 кГсм2 коэффициент р возрос до 0,016. С увеличением толщины пленки до 450 мк (кривая 4) численное значение коэффициентов трения снизилось на всем диапазоне исследованных нагрузок.

Уменьшение толщины антифрикционной полимерной пленки, наносимой на металл, до 15-20 мк делает ее неспособной деформироваться и приспосабливаться к микро — и макрогеометрии металлического контртела.

При такой малой толщине пленки площадь фактического контакта мало увеличивается по сравнению со случаем контакта в отсутствии пленки, коэффициенты трения выше по сравнению с теми, которые устанавливаются при пленках несколько большей толщины.

При небольших нагрузках коэффициент неизменно уменьшается с утолщением пленки, так как тепловыделение в зоне трения незначительно, а площадь фактического контакта с увеличением возрастает и фактические удельные нагрузки снижаются.