Снижение удельной нагрузки

Снижение удельной нагрузкиВ процессе скольжения непрерывно вместе с контурной площадью контакта меняются дискретные пятна касания трущейся пары даже в том случае, когда величина площади этих пятен приблизительно постоянна. Поэтому поверхности каждого из трущихся тел подвергаются деформированию в результате многократных мгновенных контактов в течение всего времени относительного скольжения деталей пары. В области малых нагрузок площадь пятен контакта увеличивается с возрастанием, а затем меняется незначительно.

При дальнейшем росте нагрузки приращение происходит за счет увеличения числа пятен, а площади пятен практически остаются неизменными. Таким образом, при увеличении нагрузки возрастает плотность контакта, т. е. повышается число контактирующих пятен на единицу контурной FK или номинальной площади контакта.

Площадь в каждый данный момент состоит из большого числа пятен, расположенных по всей номинальной площади контакта, или из нескольких близко расположенных пятен. В последнем случае температура тел в области фактического касания резко повышается.

С увеличением скорости относительного скольжения, вследствие уменьшения взаимного внедрения тел, уменьшается. При соответствующей вязкости промежуточного слоя между трущимися телами удельные нагрузки резко снижаются и деформирование поверхностей трения может теоретически ограничиваться зоной упругости.

При расчете силы трения исходят из того, что она равна произведению удельной силы трения т на площадь фактического контакта. Снижение удельной нагрузки является одним из факторов, снижающих износ деталей машин в процессе эксплуатации, и поэтому при ориентировочных расчетах износа его принимают обратно пропорциональным площади контакта.

Таким образом, сближение сопряженных тел, их взаимное внедрение и фактическая площадь касания — весьма важные факторы, влияющие на работу пар трения.

Большинство исследований этих параметров выполнены применительно к металлическим парам трения.