Минимальный весовой износ деталей

Минимальный весовой износ деталейНа целесообразность повышения поверхностной твердости стальных валов цапф, пальцев при их контактировании с полиамидными вкладышами и втулками указывает ряд других отечественных и зарубежных исследователей. Следует указать, что высокая твердость стальных валов необходима лишь при значительных скоростях относительного скольжения. В ЦНИИ МПС проводились длительные эксплуатационные испытания втулок из капрона в узле рессорного подвешивания тепловозов.

Втулки испытывались в паре со стальными калеными валиками и в состоянии поставки. Испытания не показали преимуществ каленых валиков.

Узел подвешивания тепловоза работает при металлополимерной паре без смазки, при максимальной нагрузке = 140 кГсм2 (14 Мнм2) и небольшом угле (6°) поворота вала. Влияние на коэффициент трения чистоты поверхности и вида обработки металлического тела в парах трения сталь — пластмасса проверялось на машине трения МИ-1. Испытания велись по схеме вал — частичный вкладыш при скорости относительного скольжения 0,5 мсек и удельной нагрузке 12 кГсм2 (1,2 Мнм2).

Вал — ролик из осевой стали в состоянии поставки подвергался окончательной обработке полировкой с доведением чистоты поверхности до V 9 либо обдувкой абразивно-жидкостной суспензией до чистоты поверхности V 7. Истирание полимерных материалов производилось без смазки и со смазкой осевым летним маслом.

Смазка поверхностей трения маслом при полированном контртеле влечет за собой уменьшение коэффициента трения на целый десятичный порядок, а при шероховатом контртеле только на 50-60%. При отсутствии смазки коэффициент пары полированная сталь — привитая смола в два раза выше шероховатой стали, которая контактировала с той же смолой. При смазке осевым летним маслом картина была обратной: пары полированная сталь — привитая смола оказался в два раза меньше пары, где сталь имела шероховатую поверхность.

Еще резче различие коэффициентов трения в парах сталь — поликарбонат при их смазке осевым маслом.