Физическое и физико-химическое состояния поверхностных слоев

Физическое и физико-химическое состояния поверхностных слоевПо причине резкого различия физической природы стали и пластмасс шероховатость металлического тела, характер и направление штрихов на нем имеют для долговечности металлополимерных пар еще большее значение, чем для металлических пар трения. При этом следует учитывать шероховатости как в направлении подачи резца (поперечную), так и в направлении резания (продольную). Возможности машиностроительных материалов используются более полно в случаях, когда качество поверхности детали удовлетворяет соответствующим требованиям.

В подвижных соединениях качество соприкасающихся поверхностей влияет на условия трения и износа. Наиболее важными характеристиками металлической обработанной поверхности являются: а) степень ее отступления от идеальной формы (макрогеометрия); б) неровности, их глубина и профиль вдоль и поперек следов резца; в) направление шероховатостей относительно движения трущихся поверхностей; г) расположение неровностей относительно средней линии сопряженных поверхностей; д) доля фактически несущей площади от номинальной опорной площади.

Данные испытаний термореактивных и термопластичных пластмасс показали тесную зависимость их антифрикционных качеств от перечисленных характеристик поверхности металлического контртела.

Минимальные численные значения коэффициентов трения зарегистрированы при трении этих пластмасс по полированной стали, максимальные — по абразивной поверхности.

Если установившийся коэффициент трения пары полистирол — полированная сталь вдвое меньше коэффициента трения пары полистирол — абразивное полотно ЭБ-100, то для полиамида 68 и декоррозита эта разница трехкратна, а для капрона даже четырехкратна.

При чистоте поверхности металлического тела V6- V 7 и выше смазка почти устраняет влияние шероховатости на коэффициенты трения.

Минимальный весовой износ деталей пары шлифования сталь — поликапролактам при прочих равных условиях наблюдался В. Ф. Платоновым при чистоте поверхности стального вала.