Адгезия пленок антифрикционных пластмасс к металлам и сплавам

Адгезия пленок антифрикционных пластмасс к металлам и сплавамЛабораторные и стендовые испытания привитой смолы с 50% цинковой пыли показали, что после 3-часовой термической обработки при 100° С величина коэффициента трения р этой композиции (0,006) приближается к величине р подшипников качения. Проведенные испытания показали, что режимы термообработки должны назначаться в зависимости от требуемых механических свойств пленки и условий предстоящей эксплуатации узла трения. Правильно выбранные режимы термической обработки пластмасс позволяют существенно снизить внутренние напряжения, возникающие в процессе изготовления деталей, повысить их механические и антифрикционные свойства.

Ранее был перечислен ряд преимуществ, которыми обладают пластмассы, нанесенные на металлический корпус подшипника в виде тонкослойного покрытия, по сравнению с толстостенными литыми втулками и вкладышами.

Тонкослойные антифрикционные полимерные покрытия деталей могут получить распространение в узлах трения машин при условии обеспечения надлежащей и длительно действующей адгезии полимера к металлу. Лабораторные и эксплуатационные испытания подшипников с тонкослойным покрытием из капрона, полиуретана ПУ-2, капрона с 5% графита и капрона с 5% дисульфида молибдена показали, что эти композиции обладают высокой износостойкостью.

Однако после пробега локомотивами 60-80 тыс. км на отдельных участках трущейся поверхности подшипников адгезия между антифрикционным слоем и корпусом подшипника снижалась, покрытие на этих участках трескалось, теряло свою эластичность, а в некоторых случаях отделялось от металлического корпуса. Собственно адгезия (прилипание) — это сцепление между двумя приведенными в контакт поверхностями материалов.

Различают два типа адгезии: специфическую, представляющую собой сцепление между молекулами адгезива и поверхности детали, и механическую адгезию, когда адгезив проникает в поры материала детали и удерживается благодаря механическому заклиниванию.